Ради чего вы учитесь в университете?

Зачем мы учимся, зачем нужны те или иные предметы, что мы хотим получить от системы образования

Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение kluchev » 30 май 2008, 12:47

Мне кажется, что процесс обучения в университете, в идеале, должен обеспечить три основные составляющие:
  1. Поумнение студента;
  2. Знания и умения;
  3. Определенный уровень культуры.

Все эти составляющие живут в достаточно тесной взаимосвязи друг с другом и одно без другого скорее всего невозможно. Первый пункт самый важный, но он невозможен без двух последующих. Знания и умения практически бесполезны без понимания.

На эту тему неплохо высказался Н.Н. Непейвода в своей статье "Уровни знаний и умений". Аналогичный раздел есть в его книге "Основания программирования".

Эта тема уже поднималась у нас на форуме, в рамках обсуждения статьи "ИТ-образование: академический угол". Акценты хочется немного сместить в сторону смысла обучения.

Что вы по этому поводу думаете?
Последний раз редактировалось kluchev 10 июн 2008, 14:26, всего редактировалось 1 раз.
В споре рождается коллективное заблуждение, а истиной мы его называем для краткости
Аватара пользователя
kluchev
 
Сообщения: 995
Зарегистрирован: 04 апр 2008, 13:31
Откуда: SPb

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение AlexNickolaenkov » 30 май 2008, 14:16

Немного оффтопик, но тоже про это:

Духовная сфера общества писал(а): Эта сфера представляет собой очень сложное и много качественное явление. Долгое время духовная сфера определялась через сознание, т.е. это сфера общественного сознания. Затем ее стали связывать лишь со специализированным духовным производством, причем профессиональным, т.е. это идеологические и научные учреждения, театры, музеи, школы и т.п., где создаются, воспроизводятся и распространяются духовные ценности.

На различных этапах развития общества вообще и каждого конкретно-истрического типа общества в частности, ведущими или доминирующими элементами духовной сферы выступают религия, философия, искусство, идеология, наука и почти никогда, на мой взгляд, и до сих пор образование и воспитание.

Ибо подготовку элитных специалистов, где "высшей формой развития сознания является функционально специализированное сознание" ни к образованию, ни к воспитанию, ни к науке отнести нельзя. Нашим "изобретателям", пекущимся о подготовке элитных специалистов и полагающим, что философия или гуманитарная составляющая образования этому мешает, не мешало бы знать, что специализируется знание, а не сознание (сознание либо развивается, либо деградирует), что изготовление роботов или подготовка роботов (ходячих отверток, паяльников, рубильников и даже вычислительных и программирующих машин) вряд ли можно считать образованием, наукой и т.п. Короче говоря, сплошная кин-дза-дза получается в этом университете. Как не вспомнить здесь
Аристотеля, рассуждавшего о необходимости рабства:
Аристотель писал(а):Если бы каждое орудие могло выполнять свойственную ему работу само, по данному ему приказанию или даже его предвосхищая, и уподоблялось бы статуям Дедала или треножникам Гефеста, о которых поэт говорит, что они "сами собой (aytomatoys) входили в собрание богов


Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались в работниках, а господам не нужны были бы рабы. Орудия как таковые имеют своим назначением продуктивную деятельность (poietika)… Но жизнь – активная деятельность (praxis), а не продуктивная (poiesis); значит, и раб служит тому, что относится к области деятельности активной". Раб, следовательно, это специалист, а иногда это просто даже "элитный" специалист (и может стоить очень дорого), понимающий язык хозяина и способный иногда предвосхищать его желания и, кроме того, обладающий хорошей физической подготовкой (мощное, крепкое тело, см. Аристотель).

Таким образом, подготовка "ходячих паяльников", "ходячих отверток" и т.п., обязательно изучающих язык хозяев и занимающихся физкультурой для формирования крепкого и здорового тела – это подготовка "рабов" и только к продуктивной деятельности, а не к активной, они только средство для активной деятельности. Собственно, и это необходимо в современных условиях, но этим могут и должны заниматься ПТУ и техникумы, нагло именующие сегодня себя лицеями, но ни в коем случае не ВУЗ, именующий себя УНИВЕРСИТЕТОМ.

Если говорить в терминах Аристотеля, то университеты и должны готовить к активной, а не к продуктивной деятельности, созидая "хозяев", "господ", интеллектуальную элиту, а не "элитных специалистов". А такая подготовка, безусловно, должна включать в себя обширную и глубокую общеобразовательную и гуманитарную составляющие.

Безусловно, можно говорить о двух аспектах образования. Образование как воспитание и развитие человека, и образование как средство для развития промышленности. С помощью современных технологий можно обучать, образовывать и развивать человека, а можно и превращать человека в средство, т.е. дрессировать его как специалиста, формируя лишь функцию или человеческий фактор производства. Против дрессуры души и тела в рамках различных дисциплинарных пространств одним из первых выступил Ф. Ницше, требуя от человека сохранения себя как индивида и прорыва за пределы этой дрессуры. Он увидел, что торгово-промышленный натиск, превращающий общество в фабрику, а науку в один из видов фабричной деятельности ведет к деградации образования.

Узконаправленный специалист, подготовленный к узкоспециальной деятельности, причем пожизненной, ибо изменить вид деятельности, перейти к другой деятельности в силу слабости или отсутствия общеобразовательной подготовки он не может, сегодня фигура трагическая. Более того, за пределами своей деятельности, а порой и в рамках своей деятельности или специальности он зачастую не в состоянии принимать самостоятельные решения. Что самое печальное, он даже несамостоятелен во многом относительно собственных желаний и волений, т.е. в своей жизнедеятельности. Он не знает, не умеет и не может, ибо его этому не учили. Он изначально формируется как управляемый и направляемый, как объект манипулирования. У него формируют, и формируется чувство самодовольства от хорошо выполняемой функции и совершенно не формируется, не развивается чувство человеческого достоинства. Чувство достоинства заменяется самодовольством. А как подметил Ницше, причина возникновения культуры – это недовольство человека самим собой. Может ли недовольство самим собой возникнуть у паяльника, гаечного ключа и т.п.? Следовательно, если формируется и воспроизводится самодовольство, то исчезает и причина для возникновения культуры.
Вне узкоспециальной деятельности все проблемы и заботы такого человека сведутся к одному: хлеба и зрелищ. Он будет заботиться о росте заработной платы и возможности получения максимума удовольствий вне сферы своей узкоспециальной деятельности. Что это будут за удовольствия, не так уж и трудно догадаться, ибо он оказывается духовно совершенно неразвит. Все его удовольствия будут определяться его сугубо биологической, физиологической природой и основой для получения этих удовольствий станет примитивная чувственность и сексуальность. Чему, собственно, мы уже и находим массу свидетельств в рамках массовой культуры.

Различные элементы духовной сферы – это, безусловно, и формы общественного сознания, т.к. они содержат идеи, знания, настроения и т.п., но это и специфические виды деятельности по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Короче говоря, наука, религия, искусство, образование формировались и как специализированные виды духовного производства, духовной деятельности. Они входят в общественную систему разделения труда, а это и отличает элементы духовной сферы от форм общественного сознания.

Характерной чертой элементов духовной сферы общества является их институциональная оформленность, в качестве определенных подсистем общества. Например, наука это не только знания, но и система учебных и научно-исследовательских институтов, это материальное обеспечение научной деятельности, это определенная система отношений между людьми. Аналогично и с любым другим элементом духовной сферы (религия, образование, идеология и т.п.). Таким образом, элементы духовной сферы жизни общества можно охарактеризовать следующими моментами:

  • они есть виды духовной деятельности, духовного производства;
  • они есть формы общественного сознания;
  • они есть определенные подсистемы общества

Взаимодействие, взаимопроникновение этих элементов будет создавать качественное своеобразие духовной жизни общества. Духовная жизнь общества — это системная целостность. Выделить раз и навсегда в качестве определяющего для всей системы, для духовной жизни лишь один какой-то элемент просто нельзя. Исторически они менялись, как менялись и требования к духовной сфере.


В общем все эти 3 пункта я бы объединил в "кругозор" + "умение думать"
Аватара пользователя
AlexNickolaenkov
 
Сообщения: 435
Зарегистрирован: 02 май 2008, 21:40
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение NickBorisov » 30 май 2008, 15:45

весьма знакомый текст :mrgreen: проблема эта стара, как мир. но почему-то тут опускается тот момент, что "хозяевами" не только не рождаются, но и не "делают". "хозяевами" становятся. причем - исключительно добровольно, хотя, возможно, не вполне осознанно. для "инструментов" это в равной степени справедливо. человек сам выбирает себе жизнь, занятия, интересы. а тут получается своеобразный нацизм. :evil:

имхо, если говорить об университетах как о "местах подготовки интеллектуальной элиты", то все студенты и преподаватели должны изначально хотеть ею стать и быть. и быть заинтересованы и в расширении кругозора, и в обретении новых знаний, и в самосовершенствовании во всем.
и испытывать от этого радость :)
Mess with the best, die like the rest. (c)
Аватара пользователя
NickBorisov
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 04 май 2008, 18:21
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение Shico » 30 май 2008, 16:39

AlexNickolaenkov писал(а):Немного оффтопик, но тоже про это: ...

Наверное, после сдачи экзамена по философии (правда, если этому предшествовала подготовка) у всех происходит некоторый сдвиг мозга... Правда через некоторое время эффект, если его не поддерживать, к сожалению, теряется... :(
Я вот сейчас тоже отхожу от кандидатского по ней родимой. :D
"Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли". В. Солоухин
Аватара пользователя
Shico
 
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 16:15
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение kluchev » 30 май 2008, 16:46

Для тех, кто не в курсе, обсуждается одна из статей Садовникова.

http://faculty.ifmo.ru/philosophy/?show=article

В общем все эти 3 пункта я бы объединил в "кругозор" + "умение думать"


Ну не знаю, культура и кругозор как мне кажется, всё-таки разные вещи. Кругозор более материалистичен, что-ли... А хотелось бы, чтобы люди и о душе подумали.
В споре рождается коллективное заблуждение, а истиной мы его называем для краткости
Аватара пользователя
kluchev
 
Сообщения: 995
Зарегистрирован: 04 апр 2008, 13:31
Откуда: SPb

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение NickBorisov » 30 май 2008, 19:21

kluchev писал(а):Для тех, кто не в курсе, обсуждается одна из статей Садовникова.


вряд ли есть такие - на 3м курсе философия точно у всех была :D
Mess with the best, die like the rest. (c)
Аватара пользователя
NickBorisov
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 04 май 2008, 18:21
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение kluchev » 30 май 2008, 19:27

NickBorisov писал(а):вряд ли есть такие - на 3м курсе философия точно у всех была :D


У меня на 3-м курсе никакой философии не было :mrgreen:
В споре рождается коллективное заблуждение, а истиной мы его называем для краткости
Аватара пользователя
kluchev
 
Сообщения: 995
Зарегистрирован: 04 апр 2008, 13:31
Откуда: SPb

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение NickBorisov » 30 май 2008, 20:31

kluchev писал(а):У меня на 3-м курсе никакой философии не было :mrgreen:


ну дык зато потом :mrgreen:
Mess with the best, die like the rest. (c)
Аватара пользователя
NickBorisov
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 04 май 2008, 18:21
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение AlexNickolaenkov » 30 май 2008, 21:18

kluchev писал(а):Для тех, кто не в курсе, обсуждается одна из статей Садовникова.

http://faculty.ifmo.ru/philosophy/?show=article

В общем все эти 3 пункта я бы объединил в "кругозор" + "умение думать"


Ну не знаю, культура и кругозор как мне кажется, всё-таки разные вещи. Кругозор более материалистичен, что-ли... А хотелось бы, чтобы люди и о душе подумали.


я полагаю что кругозор применим и к духовной сфере. Если рассматривать кругозор как множество путей, то умение думать — поиск пути и создание новых.
Аватара пользователя
AlexNickolaenkov
 
Сообщения: 435
Зарегистрирован: 02 май 2008, 21:40
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение kluchev » 30 май 2008, 21:39

AlexNickolaenkov писал(а):я полагаю что кругозор применим и к духовной сфере. Если рассматривать кругозор как множество путей, то умение думать — поиск пути и создание новых.


Я раньше тоже так думал, а сейчас я просто не уверен...
В споре рождается коллективное заблуждение, а истиной мы его называем для краткости
Аватара пользователя
kluchev
 
Сообщения: 995
Зарегистрирован: 04 апр 2008, 13:31
Откуда: SPb

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение NickBorisov » 30 май 2008, 23:03

AlexNickolaenkov писал(а):я полагаю что кругозор применим и к духовной сфере. Если рассматривать кругозор как множество путей, то умение думать — поиск пути и создание новых.


почему-то уверен, что те, кто приходит в университет учиться, делают это не ради перечисленных 3 (или где-то - 2) составляющих.
Mess with the best, die like the rest. (c)
Аватара пользователя
NickBorisov
 
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 04 май 2008, 18:21
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение AlexNickolaenkov » 31 май 2008, 00:20

kluchev писал(а):
AlexNickolaenkov писал(а):я полагаю что кругозор применим и к духовной сфере. Если рассматривать кругозор как множество путей, то умение думать — поиск пути и создание новых.


Я раньше тоже так думал, а сейчас я просто не уверен...


Неуверенность приходит если что-то не укладывается в эту картину. Что именно?
Аватара пользователя
AlexNickolaenkov
 
Сообщения: 435
Зарегистрирован: 02 май 2008, 21:40
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение kluchev » 31 май 2008, 10:23

AlexNickolaenkov писал(а):Неуверенность приходит если что-то не укладывается в эту картину. Что именно?


Раньше я был стопроцентным атеистом.
В споре рождается коллективное заблуждение, а истиной мы его называем для краткости
Аватара пользователя
kluchev
 
Сообщения: 995
Зарегистрирован: 04 апр 2008, 13:31
Откуда: SPb

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение Spirit » 04 июн 2008, 01:06

моя и сюда добралась :)
kluchev писал(а):Раньше я был стопроцентным атеистом.

а теперь, если не секрет? :)
«Когда человек не знает, что учится, а просто решает текущие проблемы, обучение проходит быстрее и эффективнее»
Аватара пользователя
Spirit
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 01 июн 2008, 16:50

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение Shico » 04 июн 2008, 01:44

Spirit писал(а):моя и сюда добралась :)
kluchev писал(а):Раньше я был стопроцентным атеистом.

а теперь, если не секрет? :)

А теперь стал разбавленным (шутка). :D
"Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли". В. Солоухин
Аватара пользователя
Shico
 
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 06 апр 2008, 16:15
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение kluchev » 04 июн 2008, 10:16

Shico писал(а):
Spirit писал(а):моя и сюда добралась :)
kluchev писал(а):Раньше я был стопроцентным атеистом.

а теперь, если не секрет? :)

А теперь стал разбавленным (шутка). :D



Точно, теперь я атеист не стопроцентный :mrgreen: :mrgreen:
В споре рождается коллективное заблуждение, а истиной мы его называем для краткости
Аватара пользователя
kluchev
 
Сообщения: 995
Зарегистрирован: 04 апр 2008, 13:31
Откуда: SPb

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение Spirit » 04 июн 2008, 11:49

kluchev писал(а):Точно, теперь я атеист не стопроцентный :mrgreen: :mrgreen:


а как можно быть не 100%нтным атеистом? :D
«Когда человек не знает, что учится, а просто решает текущие проблемы, обучение проходит быстрее и эффективнее»
Аватара пользователя
Spirit
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 01 июн 2008, 16:50

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение kluchev » 04 июн 2008, 12:33

Spirit писал(а):а как можно быть не 100%нтным атеистом? :D


Человеку с черно-белой логикой этого не объяснить :mrgreen:
В споре рождается коллективное заблуждение, а истиной мы его называем для краткости
Аватара пользователя
kluchev
 
Сообщения: 995
Зарегистрирован: 04 апр 2008, 13:31
Откуда: SPb

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение Spirit » 04 июн 2008, 13:51

kluchev писал(а):Человеку с черно-белой логикой этого не объяснить :mrgreen:


я понял - это намек,я все ловлю на лету, но я не понял, что конкретно Вы имели ввиду? :mrgreen:
«Когда человек не знает, что учится, а просто решает текущие проблемы, обучение проходит быстрее и эффективнее»
Аватара пользователя
Spirit
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 01 июн 2008, 16:50

Re: Ради чего вы учитесь в университете?

Сообщение kluchev » 04 июн 2008, 14:26

Spirit писал(а):я понял - это намек,я все ловлю на лету, но я не понял, что конкретно Вы имели ввиду? :mrgreen:


Ура, мы наконец вернулись к изначальной теме обсуждения...

Вопрос достаточно сложный.

Мне кажется, что процесс обучения в университете, в идеале, должен обеспечить три основные составляющие:

1. Поумнение студента;
2. Знания и умения;
3. Определенный уровень культуры.


См. третий пункт про культуру. Культура, как мне кажется, подразумевает наличие у человека некоторой духовности. Я об этом. Духовность и атеизм вещи слабо совместимые, IMHO. Все эти рассуждения в любом варианте спорные, так как зависят от точки отсчета, например, от текущего мировоззрения человека. В целом, мне кажется, что это так. С моей колокольни, естественно...
В споре рождается коллективное заблуждение, а истиной мы его называем для краткости
Аватара пользователя
kluchev
 
Сообщения: 995
Зарегистрирован: 04 апр 2008, 13:31
Откуда: SPb

След.

Вернуться в Смысл обучения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron